Финансирование спорта

Финансирование спорта

Наш мир стремительно меняется под воздействием высоких технологий. Современная молодежь уже не так сильно интересуется профессиональным футболом, ведь для них этот вид спорта стал закулисным шоу, перегруженным коммерцией, политикой и скучной предсказуемостью. Поколения Зумеров и Альфа, родившиеся в эпоху популяризации интернета, предпочитают тратить свое время на просмотр Youtube и листание лент в социальных сетях, а “телевизионный” формат постепенно уходит в прошлое. И индустрии футбола приходится с этим считаться, подстраиваясь под новые потребности аудитории.

Что такое медиафутбол и почему он так привлекателен для молодежи

Современные пользователи интернета уже давно сделали свой выбор в пользу микро-селебрити – блогеров, стримеров и других контентмейкеров. Они больше располагают к себе, чем зазвездившиеся голливудские знаменитости и ТОПовые игроки с многомиллионными контрактами. Блогеры ближе к народу, активно общаются с подписчиками, проводят интерактивы и говорят с аудиторией на личные темы, что только способствует вовлеченности. Медиафутбол это закономерное продолжение всех этих трендов – он объединяет классический вид спорта со зрелищным шоу, за которым поклонникам смотреть не менее интересно, чем за финалами какого-нибудь Чемпионата мира или Европы.

Участники медиафутбольных лиг редко когда играют на профессиональном уровне (хотя среди них порой попадаются бывшие профессиональные спортсмены, закончившие с активной фазой карьеры). Но это и не нужно. Главное здесь создать шоу, сгенерировать инфоповоды для фанатских споров и обсуждений, подробно осветить процесс подготовки команд и другие закулисные детали, которыми профи практически никогда не делятся. Борьба идет скорее даже не за победу в турнирах, а за зрительские симпатии. Больше подписчиков и просмотров – больше интереса рекламодателей и возможностей для заработка денег.

Что примечательно, первые попытки представить футбол как часть шоу бизнеса были замечены еще в 2012 году – еще до изобретения термина “медиафутбол”. Тогда на телевидении запустили несколько похожих по сути реалити-шоу, где зрителям предлагалось следить за буднями спортивных команд и их участием в чемпионатах. Свои любительские клубы появлялись у блогера Ника Ковальчука и известного комментатора Василия Уткина – но в то время аудиторию это не так цепляло, так что проекты очень быстро ушли с телевизионных экранов. А поменялась ситуация лишь в 2017 году, когда контентмейкеры из интернета, снимающие ролики и проводящие стримы по FIFA, стали выходить в реальный мир и снимать свои уже реальные футбольные противостояния на камеру.

Аудитории новый формат зашел настолько сильно, что новые ролики с любительскими играми стали рвать тренды отечественного Ютуба, и медиафутбол даже начал распространяться по другим странам – в том числе и в Англии с Испанией, где тоже появились свои блогеры с аналогичным контентом. И уже спустя пять лет была сформирована Медийная футбольная лига – со своими правилами, турнирами, денежными призами и большим количеством принимающих участие команд. По большей части, это все тот же классический футбол, но в угоду современной аудитории его “разбавляют” челленджами, буллиталити, вводят тайм-ауты (по аналогии с теми, что есть в баскетболе) и оранжевые карточки, разрешают судьям использовать микрофоны и камеры.

Кстати, медиафутбол постепенно выходит за рамки просто развлечения: его матчи появляются в линиях букмекеров, а интерес к ним растёт не только у зрителей, но и у тех, кто пробует ставки на спорт с фрибетом — формате, который становится всё популярнее среди молодых болельщиков.

О командах в медиафутболе. Из кого состоят, как формируются

Одна из претензий к медиафутболу и одновременно его сильная сторона – тот факт, что вступить в команду может любой. Известный блогер, комментатор, актер телевидения/кино, бывший профессиональный футболист или просто любитель этого вида спорта. Большинству нравится такая “приземленность” – ведь куда интереснее наблюдать за неидеальной игрой разношерстного коллектива, чем за сверхлюдьми, филигранно владеющими мячом и посылающими безошибочные пасы на 30 метров. Но есть и те, кто за это критикует – для них просмотр таких матчей сродни просмотру подростковых игр на школьном стадионе.

Впрочем, наличие критиков популярности нового направления не навредило. Известные медиафутбол команды, такие как 2Drots и Амкал, очень быстро собрали вокруг себя огромную фанбазу. Для этого владельцы этих клубов намеренно приглашали в участники уже известных деятелей интернета, которые за счет своей уже устоявшейся аудитории быстро разгоняли популярность проводимых матчей. Уже сейчас турниры Медиалиги могут собирать на стадионе свыше 10 тысяч болельщиков, что позволяет им тягаться с профессионалами из РПЛ. А в онлайне, так и вообще, “медийщики” буквально раздавили конкурентов. Ни у одного профессионального российского клуба нет даже миллиона подписчиков на Ютубе, а у вышеупомянутых 2Drots и Амкала уже сейчас 3.6 и 2.7 миллиона фолловеров.

Большая вовлеченность аудитории дала свои плоды в виде роста доходов клубов Медиалиги и участвующих в проводимых соревнованиях спортсменов. Здесь начали появляться свои звезды, за трансфер которых платятся немалые суммы. К примеру, хавбека Владимира Забавина перевели из Fight Nights в Lit Energy за 400 тысяч рублей. А Денис Гудаев – бывший капитан 2Drots, “трансфернулся” за целых 650 тысяч в ФК “10”. Эти суммы, конечно, выглядят мизерными по сравнению с суммами трансферов профессиональных игроков даже в РПЛ, не говоря уже о зарубежных звездах. Но они все равно показывают, что коммерческий потенциал у ниши имеется.

Как попасть в медиафутбол. Две точки входа

Самым очевидным способом войти в медиафутбольную нишу является популяризация себя как медийной персоны. Можно завести футбольный блог, канал на Youtube, начать снимать короткие тематические ролики в TikTok и т.д. Важно не только играть хорошо, но и привлекать к себе внимание: харизма, чувство юмора, внешний образ и умение держаться перед камерой здесь ничуть не меньшую роль, чем умение владеть мячом. К навыкам игры требования не такие серьезные – о чем свидетельствует тот факт, что даже топовые коллективы Медиалиги отлетают в матчах Кубков даже от команд второго дивизиона. Но совсем уж плохих игроков вряд ли допустят к участию в турнирах.

Альтернативная точка входа – отборочные турниры и смотры от медиа-клубов. На таких любительских состязаниях “медийщики” присматривают себе новых талантливых игроков, а новички находят единомышленников, с которыми можно в дальнейшем скооперироваться для создания собственной команды. Чтобы не пропустить эти события, обязательно подпишитесь на социальные сети организаторов, где как раз выкладываются посты-анонсы. Поучаствовать в некоторых состязаниях смогут даже дети.

Подведем итоги

Медиафутбол однозначно вошел в список самых примечательных трендов последних лет. Он находится на стыке спорта и шоубизнеса, стараясь максимально угодить болельщикам/зрителям, предоставить им более интересный и разнообразный опыт просмотра футбольных матчей. Но профессиональный футбол это направление потеснить точно не сможет. Уровень игры спортсменов Медиалиги оставляет желать лучшего, а часть поклонников спорта критикуют медийные команды за излишнюю несерьезность, выдумывание инфоповодов и конфликтов на ровном месте. Впрочем, с годами ситуация может поменяться в лучшую сторону – будем следить за дальнейшими событиями.